На главную Написать нам Карта сайта

Изменения в законодательстве

2013-08-22

1. Пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.


Постановлением от 5 марта 2013 года N 5-П Конституционный Суд дал оценку конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Заявителем оспаривались нормативные положения, на основании которых определяются элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированной организацией в соответствии с гражданско-правовыми договорами, заключаемыми ею с организациями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются такие отходы.

Решением Конституционного Суда оспариваемые положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают взимание названного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, притом что стороны, заключая указанные договоры, исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.

Конституционный Суд также признал оспариваемые положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

В связи с этим Конституционный Суд рекомендовал Федеральному Собранию и Правительству РФ внести в действующее законодательство соответствующие изменения с учетом вышеуказанных правовых позиций.

 

 2. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 N 347 утверждены Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий.

Правила устанавливают порядок уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) (далее - плата за негативное воздействие на окружающую среду) в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций  природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений.

При проведения организациями (абонентами) природоохранных мероприятий плата за негативное воздействие на окружающую среду уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий.

Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.

При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, проводящие природоохранные мероприятия, включенные в план, вычитают из рассчитанной платы за негативное воздействие на окружающую среду фактически произведенные ими затраты на реализацию природоохранных мероприятий.

Вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за негативное воздействие на окружающую среду только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом фактически произведенных затрат на реализацию природоохранных мероприятий представляется организациями (абонентами) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с приложением  документов, указанных в п.6 Правил.

Вышеуказанные Правила действуют с 28 апреля 2013 года


3. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности. Постановление вступает в силу с 1 августа 2014 г.

Правила определяют порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Паспорт действует бессрочно и внесение изменений в паспорт не допускается.

 

4. Об ответственности природопользователей.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду является платным. 

Плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно (или с привлечением специализированной организации) исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ).

Отношения в сфере платежей за негативное воздействие на окружающую среду контролирует Росприроднадзор.

Отчетным периодом для платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный квартал.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Следует помнить, что за неуплату (или несвоевременную уплату) платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также за непредставление (или несвоевременное представление) отчетности предусмотрены штрафные санкции.

Так, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере: для должностных лиц - от 3 до 6 тыс. руб., а для юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами влечет наложение штрафа на: должностных лиц - от 10 до 30 тыс. руб.;  индивидуальных предпринимателей - от 30 до 50 тыс. руб. и юридических лиц - от 100 до 250 тыс. руб.

Взамен штрафа в отношении предпринимателей и юридических лиц может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Помимо этого, на природопользователей в силу ст. 8.5 КоАП РФ могут быть наложены санкции за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы. Размер штрафа в этом случае составит: для должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб. и для юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб.

 

5.ФНС России в письме от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@ "О применении положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" дало разъяснение об обновленном порядке досудебного урегулирования налоговых споров, установленном Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ.

ФНС России пояснила, что с 1 января 2014 г., согласно пункту 3 статьи 3 Закона и пункту 2 статьи 138 Кодекса, все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Кодексом. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе..

Сроки вступления в силу решений налоговых органов изменены:

- с 10 дней на один месяц в отношении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса), за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

- с 20 дней на один месяц в отношении решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

- решение Федеральной налоговой службы, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Кодексом изменены сроки на подачу жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В пункте 2 статьи 139 Кодекса предусмотрено право на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу.

Жалоба в Федеральную налоговую службу может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

 

6. Введены повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога в отношении дорогих автомобилей.

С 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ, в соответствии с которым в нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок расчета транспортного налога и авансовых платежей по нему, вносятся изменения. Пункт 2 ст. 362 НК РФ дополнен положениями, устанавливающими следующее: при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент.

 

7. С 2014 года изменен порядок получения физическими лицами имущественного вычета по расходам на приобретение или строительство жилья.

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ в новой редакции изложена ст. 220 НК РФ, регулирующая основания и порядок получения имущественного вычета по НДФЛ. Указанная редакция вступит в силу 1 января 2014 г. (п. 1 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Рассмотрим некоторые внесенные новеллы.

Наиболее значительные изменения коснулись имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья. В частности, с 2014 г. будет действовать положение, согласно которому если при приобретении одного объекта недвижимости налогоплательщик не использовал всю сумму вычета в 2 млн руб., то он вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья (абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

Новая редакция ст. 220 НК РФ не содержит положений о распределении имущественного вычета по расходам на приобретение жилья между совладельцами при покупке недвижимости в общую долевую или общую совместную собственность (абз. 18 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в редакции, действующей в настоящее время). Таким образом, каждый из совладельцев будет вправе получить указанный вычет в пределах 2 млн руб. Если же участник общей долевой или общей совместной собственности не обратится в инспекцию, он сохраняет право на получение такого вычета по другому объекту недвижимости в полном объеме.

Следует отметить, что имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) выделен отдельным подпунктом (подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ). Данный вычет предоставляется при наличии права на имущественный вычет по расходам на приобретение жилья и, в отличие от него, в отношении только одного объекта недвижимости (п. 4 и абз. 2 п. 8 ст. 220 НК РФ). Кроме того, установлено ограничение по его размеру - не более 3 млн руб.

Помимо прочего, уточнен перечень документов, которые подтверждают право на получение имущественного вычета по расходам на приобретение жилья и которые подаются вместе с соответствующей декларацией в налоговый орган (подп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ). С 1 января 2014 г. для получения указанного вычета и вычета по расходам на погашение процентов физлицу не нужно подавать заявление. Как указал в своем заключении комитет Государственной думы по бюджету и налогам, в соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах и об иных данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В связи с этим представления физлицом отдельного заявления не требуется.

Также в п. 6 ст. 220 НК РФ законодательно установлена возможность родителей (опекунов, попечителей) получить имущественные вычеты по расходам на покупку жилья и на погашение процентов в отношении объектов недвижимости, приобретенных за счет средств этих физлиц в собственность их несовершеннолетних детей (подопечных). Напомним, что позиция относительно правомерности получения данного вычета родителями была высказана Конституционным Судом РФ в Постановлении от 01.03.2012 N 6-П (подробнее см. в выпуске обзора от 28.03.2012).

Кроме того, в абз. 3 п. 8 ст. 220 НК РФ установлено право физлица на получение имущественных вычетов по расходам на покупку жилья и на погашение процентов у нескольких налоговых агентов.

Обращаем внимание, что положения новой редакции ст. 220 НК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Если право на получение имущественного вычета возникло у физлица до указанной даты, то такие правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до внесения в них изменений, даже если эти отношения не завершены на начало 2014 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). В п. 4 ст. 2 Закона N 212-ФЗ особо отмечено, что ограничение по размеру имущественного вычета в сумме расходов на погашение процентов не применяется в отношении целевых кредитов (в том числе при рефинансировании), полученных до 1 января 2014 г.


Счетчик посещаемости и статистика сайта